Анонс событий Архив
Объявления Архив
Поздравления Архив

Лаборатория внешкольного образования

Зав.відділу

Мачусский Валерий Витальевич - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией с 2003 года, отличник образования Украины (2003). Награжден Почетными грамотами МОН Украины и НАПН Украины, медалью К.Д. Ушинского (2015).

Кадровий склад

Сейчас в лаборатории работает 8 научных сотрудников: Мачусский Валерий Витальевич, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией; Пруцакова Ольга Леонидовна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник лаборатории; Колонькова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории внешкольного образования; Корниенко Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории внешкольного образования; Литовченко Елена Витальевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории; Просина Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник; Бойко Анна Эдуардовна и Тарасюк Галина Петровна - научные сотрудники лаборатории внешкольного образования.

Основні завдання
  • Деятельность лаборатории внешкольного образования направлена на научное обоснование и методическое обеспечение системы внешкольного образования Украины. Основной задачей лаборатории является осуществление актуальных научных исследований, соответствующие государственному заказу и способствуют развитию педагогической науки в области внешкольного образования. В сферу деятельности научного подразделения также относится:  изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта по организации внешкольного образования;  участие в разработке нормативно-правовых документов Министерства образования и науки Украины по вопросам внешкольного образования и воспитания;  подготовка научных кадров (научное руководство докторантами, аспирантами, повышение уровня квалификации педагогических работников внешкольных учебных заведений);  сотрудничество, осуществление совместных научно-педагогических исследований с педагогическими коллективами внешкольных учебных заведений Украины;  проведение конференций, семинаров, круглых столов, других мероприятий;  подготовка научно-методической литературы по вопросам внешкольного образования.
Напрями діяльності
  • На современном этапе сотрудниками лаборатории осуществляются два фундаментальные исследования: „Формирование ценностных ориентиров учебно-воспитательного процесса во внешкольных учебных заведениях" (2015-2017 гг.). и „Экологизация образователного пространства современной общеобразовательной школы” (2014 – 2016 гг.) Цель первого исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности ценностных ориентиров учебно-воспитательного процесса во внешкольных учебных заведениях. Результаты исследования будут реализованы в форме монографии, пособия, научных статей. Подтемы исследования: Теоретическое обоснование и обобщение результатов экспериментального исследования проблемы формирования ценностных ориентиров учебно-воспитательного процесса во внешкольных учебных заведениях. Теоретико-прикладные концепты ценностной составляющей учебно-воспитательного процесса во внешкольных учебных заведениях. Формирование ценностных ориентаций воспитанников в кружках социально-реабилитационного направления внешкольных учебных заведений. Формирование ценностных ориентаций воспитанников в кружках декоративно-прикладного искусства внешкольных учебных заведений. Формирование ценностных ориентаций воспитанников в школах искусств Формирование ценностных ориентаций воспитанников в кружках туристско-краеведческого направления внешкольных учебных заведений. Формирование ценностных ориентаций воспитанников в кружках гуманитарного внешкольных учебных заведений. Цель второго исследования заключается в обосновании теоретических основ и экспериментальной проверке педагогических условий экологизации образовательного пространства современной общеобразовательной школы. Экологизация образовательного пространства - ключевое понятие второго фундаментального исследования – понимается, как совокупность мер, обеспечивающих организацию и функционирование открытой динамической системы коэволюционного содержания, гуманистических развивающих технологий и субъект-субъектных взаимодействий, направленных на обеспечение приоритетности экологических идей и ценностей в процессе формирования личности. Эффективность экологизации образовательного пространства современной общеобразовательной школы определяют условия: соответствующая направленность учебно-воспитательного процесса; расширение взаимодействия школьников с природной средой; налаживания межличностного общения и социального партнерства. Важным интегративным фактором выступает ценностно-смысловое единство, которая достигается благодаря межсредовой коммуникации и совместной деятельности и охватывает все возрастные звенья школы. Проведению научных исследований и внедрению их результатов в педагогическую практику способствует тесное сотрудничество лаборатории с Институтом инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки Украины, ведущими внешкольными учебными заведениями Украины; профессиональные контакты с международными организациями, в том числе участие в мероприятиях Европейской ассоциации заведений свободного времени детей и молодежи (EAICY), контакты с Евразийским гуманитарным институтом (Республика Казахстан, г. Астана). Сотрудники лаборатории работают в составе комиссии по внешкольному образованию Научно-методического совета по вопросам образования Министерства образования и науки Украины; привлекаются в состав жюри всеукраинских конкурсов Министерства образования и науки Украины („Источник творчества”, „На лучшую модель ученического самоуправления во внешкольных учебных заведениях”, „Социально-педагогические воспитательные системы внешкольных учебных заведений”, „На лучшую модель научного общества учеников” и т.д.). Расширению экспериментальной базы также способствует создание совместно с Мелитопольским государственным педагогическим университетом Научно-методического центра экологизации образования, который решает задачи разработки учебно-методического обеспечения непрерывного экологического образования в системе детсад - школа - вуз. Исполнители темы сотрудничают с международными природоохранными организациями, активно участвуют в международных эколого-образовательных проектах "Человек и окружающая среда" (1998), "Зеленый пакет" (2012-2014), "Черноморский сундучок" (2011-2014). Несколько лет подряд поддерживается также сотрудничество с коммунальными предприятиями "Дом учителя" и "Киевский городской дом природы", совместно с которыми проводятся семинары для педагогов, издаются методические рекомендации по актуальным вопросам экологического воспитания школьников (2006; 2007; 2 010; 2013).