Анонс событий Архив
Объявления Архив
Поздравления Архив

История

 

Декабрь 1996-1997 гг.

 

Создан Институт проблем воспитания АПН Украины. Директором назначен член-корреспондент АПН Украины, доктор психологических наук, профессор И.Д. Бех; заместителем по научной работе - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Е.Л. Кононко; ученым секретарем - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Е.М. Докукина. В составе Института создано 11 лабораторий, общее количество сотрудников - 125 человек. Разработано: Основные направления научных исследований по воспитательной проблематике; проект Концепции физического воспитания в системе образования Украины; Программу семейно- национального воспитания.

 

1998 г.

Коллектив переезжает в новое помещение по адресу: ул. Берлинского, 9. Создан специализированный ученый совет с правом проведения защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - теория и история педагогики. Председателем назначен И.Д. Бех, ученым секретарем - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Г.П. Пустовит, секретарем - Е.И. Любич. Количество членов специализированного совета - 17 человек (8 докторантов и 9 кандидатов наук). В аспирантуре Института обучается 33 ученых, в докторантуре - 1. На Президии АПН Украины утверждено Основные направления развития воспитательной проблематики Института на ближайшие годы. Разработано: Базовый компонент дошкольного образования в Украине, Концепции превентивного воспитания детей и молодежи, программы по физическому и художественно-эстетическому воспитанию учащейся молодежи. Начато проведение ежегодной Всеукраинской научно-практической конференции по проблемам воспитания детей и учащейся молодежи в Украине.

 

1999  г.

ВАК Украины утвержден состав ученого совета Института с правом проведения защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по специальностям: 13.00.07 - теория и методика воспитания; 13.00.08 - дошкольное воспитание. Созданы паспорта указанных специальностей. Начато издание ежегодного сборника научных трудов Института «Теоретико-методические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи». Разработано и обновлено содержание базового художественного образования школьников общеобразовательной школы на основе поликультурности. Директору Института И.Д. Беху присвоено ученое звание действительного члена АПН Украины.

 

2000 г.

Ученые активно участвовали в разработке: проекта Концепции гражданского воспитания личности в условиях развития украинской государственности; Законов Украины «О внешкольном образовании», «О дошкольном образовании». Разработано критерии оценки знаний учащихся в сферах физической, художественно-эстетической и экологической культуры. В связи с внесением изменений и дополнений в перечень научных специальностей в Институте открыта докторантура и аспирантура по трем специальностям: 13.00.01 - общая педагогика и история педагогики, 13.00.07 - теория и методика воспитания, 13.00.08 - дошкольная педагогика. Уризноманитнено (не нашла, чем красиво заменить) связи ученых с базовыми экспериментальными площадками в разных регионах Украины; налажено межлабораторное взаимодействие в исследовании смежной тематики НИР.

 

2001 г.

Положено начало работе над созданием Программы воспитания детей и учащейся молодежи в Украине, выработана стратегия структурирования и концептуальные основы. Принято активное участие: в разработке проекта Национальной доктрины развития образования Украины в XXI веке, Концепции экологического образования; в подготовке, организации и проведении II Всеукраинского съезда работников образования. Разработано: Концепцию образования «Равный-равному» по здоровому образу жизни молодежи Украины; программы по физической и художественной культуры для начального звена образования.

 

2002 г.

Разработано: Концепцию художественно-эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы; Программу интегрированного курса «Искусство» (3-4 кл.) Программу развития внешкольных учебных заведений на 2002-2008 гг »; критерии оценивания учебных достижений учащихся начальной школы в области «Искусство» и «Физическая культура». Проведена Международная научно-практическая конференция «Ценности христианской культуры как фактор морально-этического формирования личности». Открыта лаборатория детских объединений. Заместителю директора по научной работе А.Л. Кононко присвоена научная степень доктора психологических наук и ученое звание профессора.

 

2003 г.

Разработано: проект Программы воспитания детей и учащейся молодежи в Украине; проект Закона Украины «О воспитании детей и учащейся молодежи»; программу формирования педагогической культуры родителей; проект государственных образовательных стандартов по физической и художественной культуре основной школы. Лаборатория педагогической социологии превращена в лабораторию социальной педагогики; лабораторию физического воспитания - в лабораторию физического развития с двумя секторами (физического воспитания и физической культуры и здоровья). Н.Е. Миропольской и О.И. Онищенко присвоено научные степени докторов (соответственно педагогических и философских наук).

 

2004 г.

Президией АПН Украины утвержден и опубликован в газете «Образование Украины» проект Программы воспитания детей и учащейся молодежи в Украине. Институт выступил соучредителем журнала «Мир воспитания». Открыта докторантура и аспирантура по специальности 13.00.05 - социальная педагогика. Разработано: Концепцию формирования положительной мотивации на здоровый образ жизни у детей и молодежи; Концепцию развития детско-юношеского футбола и физического воспитания детей и молодежи в Украине; учебные программы «Эстетика» (12 кл.) и «Физическая культура» (5-12 кл.) Базовую программу развития ребенка дошкольного возраста (экспериментальную); впервые в Украине - Программа развития и воспитания ребенка раннего возраста «Зернышко» с методическим сопровождением.

 

2005 г.

Коллегией МОН Украины утверждена Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Украине. Разработано: Концепцию воспитания гуманистических ценностей учащихся общеобразовательной школы; Концепцию содержания учебных курсов духовно-нравственного направления; Концепцию курса «Основы христианской этики для учащихся 5-6-х классов»; программы «Художественная культура Украины» (10 кл.), «Искусство» (5-8 кл.), «Музыка» (5-8 кл.), «Художественная культура» (9-11 кл.), «Физическая культура» (5-12 кл.) программа факультативного курса «Основы гуманистической морали» для учащихся 1-9-х классов общеобразовательной школы. За активную инновационную деятельность и модернизацию национальной системы образования Институт награжден дипломом Второй выставки-презентации «Образование Украины». Ученому секретарю диссертационного совета Г.П. Пустовиту присвоена научная степень доктора педагогических наук.

 

2006 г.

2006 г. Юбилейный год, десятый год функционирования Института как одного из ведущих научных учреждений АПН Украины. Разработано: материалы первой Энциклопедии образования Украины; Концепцию формирования здорового образа жизни и профилактики ВИЧ / СПИДа среди молодежи Украины; Концепцию развития детского движения в Украине. Созданы программы: «Художественная культура» (5-11 кл.), «Ритмика» (1-5 кл.), «Хореография» (1-12 кл.), «История изобразительного искусства» (1-12 кл.), «Театр» (1-12 кл.), «Эстетика» (12 кл.), «Лепка» (1-4 кл.), «Музыкальный инструмент» (1-12 кл.), «Хоровое пение» (1 - 12 кл.), «Физическая культура» (1-12 кл.) словарь-справочник по профориентации. Проведен Всеукраинский конкурс мастерства педагогических работников внешкольных учебных заведений «Источник творчества». За весомый вклад в инновационное развитие национальной системы образования Институт награжден Дипломом Девятой международной выставки учебных заведений «Современное образование в Украине ‒ 2006».

 

2007 г.

Разработано: проекты Положения о профессиональной ориентации учащейся молодежи и Положение о Межведомственном совете по профориентации; наработано предложения Концепции Государственной системы профессиональной ориентации населения; факультативный курс «Основы гуманистической морали и его методическое обеспечение; дистанционный курс «Экология и культура», учебные программы профориентационного направления «Человек и мир профессий» для 8-9 классов; подано в печать Базовую программу развития дошкольника «Я в мире»; начато апробацию Концепции и программы патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ». Начато издание журнала «Внешкольное образование и воспитание».

 

2008 г.

С 2008 года становится традиционной организация экспериментальных исследований на уровне Всеукраинского (лаборатория эстетического и лаборатория превентивного воспитания), тесное сотрудничество с подразделениями АПН Украины, которые работают над родственной тематикой, органами государственной власти, общественными организациями и учреждениями, участие Института в ежегодных международных выставках.

Начата реализация Государственных программ: Государственной программы развития внешкольных учебных заведений на период до 2011 года и Государственной программы поддержки семьи на период до 2010 года. Сотрудники активно включились в выполнение Программы совместной деятельности МОН Украины и АПН Украины на 2008-2010 годы Создан словарь-справочник «Социальная педагогика: малая энциклопедия». Разработаны образовательные программы: «Человек и мир профессий» (9 класс), «Физическое воспитание» (вариативный компонент учебной программы для студентов), «Национальная идея в становлении гражданина патриота Украины» и другие. Изданы учебные и научно-методические пособия: «Психомаяки в воспитании личности» (И. Бех), «Планирование учебной работы по физической культуре в 5-7 классах», «Профессиональная работа со школьниками в условиях профильного обучения», «Семья и школа: проблемы воспитания детей »,« Город в котором ты живешь »и др. В этом году традиционной становится проведение методологических семинаров для аспирантов и ученых института. Активизируется деятельность по налаживанию международных связей подразделений со странами постсоветского пространства. Опубликовано программы развития, воспитания и обучения детей и учащейся молодежи, в частности Базовая программа развития детей дошкольного возраста «Я в мире», «Воспитание гуманистических ценностей у учащихся 1-9 классов» и «Человек и мир профессий». Сотрудники активно включились в подготовку материалов первой в Украине Энциклопедии образования Налажено международные связи. Присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники Украины" Кононко А.Л., награждена орденом княгини Ольги III степени Ковбасенко Л.И.

 

2009 г.

Активное участие сотрудников в подготовке материалов Белой книги национального образования Украины. Качественное выполнение мероприятий Национальной программы «Репродуктивное здоровье», Комплексной программы профилактики преступности, Межотраслевой программы «Здоровье нации на период до 2011 года», Постановление КМУ «Об утверждении плана мероприятий, направленных на реализацию Концепции профессиональной ориентации населения на период до 2010 года» и Постановления КМУ «О некоторых мерах по совершенствованию системы физического воспитания детей и молодежи в учебных заведениях и развития детско-юношеского спорта в Украине». Разработано: проект Концепции Государственной программы развития внешкольного образования на период до 2014 года »Концепцию развития дошкольного образования на период до 2016 года, Концепцию социальной адаптации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Обновлено Базовый компонент дошкольного образования в Украине (образовательный стандарт) Создано: учебную программу «Художественная культура 10-11 классы», учебники нового поколения, в частности: «Психологические источники воспитательной мастерства», «Основы гуманистической морали (1-9 классы),« Художественная культура »для 9 классов Разработано пособия «Методические аспекты реализации Базовой программы развития ребенка дошкольного возраста«Я в мире»,«Профессиональная ориентация старшеклассников: теория и практика»и др. В этом году начато апробацию программы« Основные ориентиры воспитания учащихся 1-11 классов в общеобразовательных учебных заведениях». Сотрудники активно включились в подготовку материалов к Государственного доклада о положении детей по итогам 2007-2008 годов. Традиционным становится участие сотрудников в работе конкурсных комиссий, жюри и комиссий по предоставлению литературы грифов МОН Украины.

 

2010 г.

Разработка проектов законов, положений, концепций, программ, в частности: "Концепции воспитания личности в условиях развития украинской государственности", "Концепции и программы по патриотическому, гражданского и гуманистического воспитания школьников", "Концепции профилактики детской безнадзорности в условиях большого города", "Концепции профилактики девиантного поведения школьников в условиях социокультурной среды","Концепции воспитания толерантности несовершеннолетних ". Качественное выполнение Указов Президента Украины, Постановлений Кабинета Министров Украины, распоряжений Президии НАПН Украины, в частности: "О некоторых мерах по совершенствованию системы физического воспитания детей и молодежи в учебных заведениях и развития детско-юношеского спорта в Украине", Постановления Кабинета Министров Украины "Об утверждении плана мероприятий, направленных на реализацию Концепции профессиональной ориентации населения на период до 2010 года ". Участие ученых в работе комиссий и жюри различных уровней, в том числе: комиссии МОН Украины по предоставлению учебной литературе грифов Министерства образования и науки Украины по трудовому обучению, физической культуре, биологии, экологии и естествознанию; комиссии по дошкольной педагогике и психологии МОН Украины; Национальной экспертной комиссии по вопросам защиты общественной морали; Национальной конкурсной комиссии по оценке ученических благотворительных проектов; жюри Всеукраинской олимпиады "Учитель года" в номинации трудовое обучение и конкурсной комиссии Всеукраинской студенческой олимпиады по социальной педагогике. Издание "Программы воспитания детей и учащейся молодежи в Украине". Создание программно-методического обеспечения: "Художественная культура", "Защита Отечества", "Человек и мир профессий", "Построение карьеры", "Мультимедийная художественное творчество", "Город, в котором ты живешь", "Экология в быту" , Озеленение помещений и территорий ". Разработка научно-методического сопровождения становления личности, в частности «Жизнь личности в духовном облике» (И. Бех), «Воспитание ученика интернатного учреждения как субъекта самостоятельной жизнедеятельности», «Формирование правовой культуры личности в детском общественном объединении», «Художественная образование в Украине », электронно-педагогический кейс« Художественная культура »и др.  Разработаны методические рекомендации, адресованные педагогам и родителям по воспитательной проблематике:« Воспитание детей в семьях разного типа »,« Родительское собрание в 5-9 классах ».

 

2011 г.

2011 г. Юбилейный год, пятнадцатый год функционирования Института как одного из ведущих научных учреждений НАПН Украины. Традиционным для сотрудников Института проблем воспитания НАПН Украины в юбилейном году является разработка проектов законов, положений, концепций, участие ученых института в выполнении Государственных, Национальных и отраслевых программ, в частности подготовка материалов Национального доклада о состоянии и перспективах развития образования в Украине и материалов Ежегодной тематического доклада о положении детей в Украине по итогам 2010 года, Программы совместной деятельности НАПН Украины и МОНМС Украины молодежи, плана мероприятий НАПН Украины на 2011 год.

Создание программно-методического обеспечения образовательной и воспитательной работы: "Построение карьеры: комплекс учебных программ", Базовый компонент (государственный стандарт) дошкольного образования Украины, "Художественная культура: учебник для 10 класса (профильный уровень)," Художественная культура: учебник для 10 класса (уровень стандарта, академический уровень), "Художественная культура: учебник для 11 класса (уровень стандарта)," Художественная культура: учебник для 11 класса общеобразовательных учебных заведений (академический и профильный уровни), "Художественная культура. 11 класс (разработки уроков), "Художественная культура. 11 класс (тематические разработки уроков), "Сборник заданий для государственной итоговой аттестации по художественной культуре (9 класс)," Учимся читать: учебно-развивающий пособие для детей 5-7 лет "(часть 2)," Логико-математическая палитра ", "Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов", "Физическое воспитание учащихся 1-11 классов в процессе занятий футболом", "," Экологическая этика и гуманное отношение к животным и растениям ", комплект учебных программ" Экологическое образование для устойчивого развития ", рабочие тетради для учащихся 8-9 классов "Город, в котором ты живешь", "Зеленый пакет для детей", "Тематическая смена в детском учреждении оздоровления и отдыха", "Шагаем к социальной зрелости", "Растим социально зрелую личность: программа семинара "Комплекс учебных программ эколого-биологического направления для студентов высших учебных заведений", "Педагогика семейного воспитания".

Разработка научно-методического обеспечения образовательной и воспитательной работы: "Профессиональная ориентация: теория и практика" "Оптимизация воспитательного потенциала внешкольного учебного заведения", "Система патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в условиях модернизаций них общественных изменений", "Социально-педагогические основы профилактики насилия в семье "," Формирование социально-нравственной позиции у старшеклассников","Воспитание социальной зрелости старшеклассников общеобразовательных школ-интернатов во внеурочной деятельности","Повышение воспитательного потенциала приемных родителей и родителей-воспитателей","Оценка потребностей ребенка и его семьи"," Методические рекомендации по организации образовательного процесса в современном учебно-воспитательном учреждении. Начато проведение ежегодной научно-практической конференции "Современный воспитательный процесс: сущность и инновационный потенциал", материалы которой опубликованы в соответствующем сборнике.

 

2012 г.

Научно-исследовательская и организационно-педагогическая деятельность Института проблем воспитания НАПН Украины в 2012 году была направлена на реализацию положений Конституции Украины, Национальной доктрины развития образования Украины в XXI веке, Программы совместной деятельности МОНМС Украины и НАПН Украины, "Основных направлений исследований по педагогическим и психологическим наукам в Украине "," Программы воспитания детей и учащейся молодежи в Украине "и комплексных фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ.

Деятельность Института проблем воспитания НАПН Украины в 2013 году была связана с реализацией таких актуальных для национального образования направлений воспитательной работы, как: педагогические условия формирования у старших дошкольников целостного мировоззрения; формирования социально-значимых качеств подрастающей личности в групповой благотворительной деятельности; педагогические условия подготовки учащихся интернатных учреждений к жизнедеятельности в открытом обществе; эстетизация учебно-воспитательного процесса в основной и старшей школе средствами искусства; детское объединение как фактор формирования мировоззренческой позиции личности; научно-методическое обеспечение профессионального самоопределения учащихся старших классов в условиях профильного обучения; воспитание культуры достоинства детей и учащейся молодежи во внеурочной деятельности общеобразовательных учебных заведений; технологии формирования культуры экологического поведения учащихся основной школы; педагогическая подготовка семей различного типа к профессиональному самоопределению старшеклассников; формирование превентивной воспитательной среды общеобразовательного учебного заведения; теоретико-методические основы формирования у воспитанников внешкольных учебных заведений базовых компетенций в процессе познавательно-практической деятельности; организационно-педагогические условия физического воспитания учащихся во внеклассной работе общеобразовательных учебных заведений.

В течение 2012 года актуализировано: внедрение в образовательную практику научных разработок ученых учреждения; создание программно-методических комплексов, направленных на оптимизацию воспитательного процесса в учебных заведениях разных типов и форм собственности, дошкольных и внешкольных; участие ученых института в экспертизе научных работ, представленных на конкурс программ и учебников, рецензировании пособий, оппонировании диссертационных исследований; развертывание информационно-коммуникационной поддержки деятельности сотрудников, подключение скоростного Интернета, обновление сайта учреждения и представления в сети Интернет результатов научно-исследовательской работы.

Разработка научно-методического обеспечения образовательной и воспитательной работы: монографии - Оптимизация воспитательного потенциала внешкольного учебного заведения: коллективная монография (В. В. Вербицкий, Е. В. Литовченко, Л. И. Ковбасенко и др.). Психология духовности В.А. Сухомлинского: попытка методологической рефлексии (И. Д. Бех), Социальные ценности малой группы школьников (Т. Ф. Алексеенко, Е. М. Бачинская, И. Д. Зверева и др.)., Формирование социально-нравственной позиции у старшеклассников (Т . Ф. Алексеенко, А. И. Коваленко), Особенности формирования мировоззренческой позиции личности в условиях детского объединения: монография (Т. К. Окушко, О. В. Беспалько, Ж. В. Петрочко и др..) сборники научных трудов - Теоретико-методические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи (вып. 16, кн. 1, кн. 2, кн. 3); материалы конференций - Современный воспитательный процесс: сущность и инновационный потенциал (вып. 2).

Создание программно-методического обеспечения образовательной и воспитательной работы: программы - Базовый компонент (государственный стандарт) дошкольного образования Украины (лаборатория дошкольного воспитания), Искусство [1-4 классы] (лаборатория эстетического воспитания), Трудовое обучение [1-4 классов] (лаборатория трудового воспитания и профориентации), Семейные ценности: комплекс учебных программ семейного воспитания [8-9 классы] (А. Мельник, Т. В. Кравченко, Л. В. Канишевская и др.)., Личное достоинство. Безопасность жизни. Гражданская позиция: программа для воспитательной работы с учащимися по вопросам противодействия торговле людьми [7-10 классы] (Т.П. Авельцева, И. Д. Зверева, Ж. В. Петрочко и др..) учебники - Художественная культура [для одиннадцатого класса] (профиль стандарта) и Искусство [для 1 класса] (лаборатория эстетического воспитания), Основы здоровья [для 2 класса] (И.Д. Бех и др.)., Внешкольное образование и воспитания (Г. П. Пустовит); пособия - Личность в пространстве духовного развития (И. Д. Бех), Воспитываем граждан-патриотов Украины (лаборатория морально-этического воспитания), Зеленый пакет [для 8 (9) классов] и Зеленый пакет [для 4 классов] (лаборатория экологического воспитания ), Особенности работы с несовершеннолетними, которые находятся в специальных воспитательных учреждениях, Педагогический совет во внешкольном учебном заведении и Портфолио во внешкольном учебном заведении, Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов (лаборатория физического развития), как сформировать мировоззренческую позицию личности в детском объ единении (лаборатория детских объединений), Подготовка учащихся интернатных учреждений к жизнедеятельности в открытом обществе (лаборатория воспитательной работы в учреждениях интернатного типа), Эстетизация учебно-воспитательного процесса в основной школе средствами искусства (лаборатория эстетического воспитания), Построение карьеры (лаборатория трудового воспитания и профориентации), Формируем у старших дошкольников целостное мировоззрение (лаборатория дошкольного воспитания), Экологические задачи, игры и викторины (лаборатория экологического воспитания); хрестоматии - Художественная культура [для 11 класса] (лаборатория эстетического воспитания); методические рекомендации - воспитание у школьников межнациональной толерантности (лаборатория морально-этического воспитания), классный руководитель. Родительское собрание в 10 - 11 кл. (лаборатория семейного воспитания).

Проекты Института проблем воспитания:

• выполнение проекта ЮНЕСКО "Художественное образование в Украине: развитие творческого потенциала в XXI веке", презентация которого состоялась на Всеукраинском научно-практическом семинаре, посвященного Международному Дню культурного разнообразия и Международной неделе образования в области искусств. Участие в презентации аналитического доклада "Художественное образование в Украине: развитие творческого потенциала в XXI веке" (Дата проведения - 21. 05. 2012 Количество участников - Л.М. Масол, О.А. Комаровская, А.В. Базелюк, В.В. Рагозина).

Примечательным стало в этом году разнообразие форм повышения квалификации научных кадров, дифференцированная работа с аспирантами разных лет обучения и шифров специальности, проведение методологических семинаров и отчетных конференций.

 

2013 г.

Деятельность Института проблем воспитания НАПН Украины в 2013 году была связана с реализацией таких актуальных для национального образования направлений воспитательной работы, как: формирование социальной инициативности подростков в детском объединении; научно-методическое обеспечение формирования базовых качеств личности старшего дошкольника в детском саду; художественно-эстетические технологии внеклассной воспитательной работы в начальной школе; формирование ценностей семейной жизни у воспитанников учреждений интернатного типа; научно-методическое обеспечение профессионального самоопределения учащихся старших классов в условиях профильного обучения; воспитание культуры достоинства детей и учащейся молодежи во внеурочной деятельности общеобразовательных учебных заведений; технологии формирования культуры экологического поведения учащихся основной школы; педагогическая подготовка семей различного типа к профессиональному самоопределению старшеклассников; формирования превентивной воспитательной среды общеобразовательного учебного заведения; теоретико-методические основы формирования у воспитанников внешкольных учебных заведений базовых компетенций в процессе познавательно-практической деятельности; организационно-педагогические условия физического воспитания учащихся во внеклассной работе общеобразовательных учебных заведений.

На протяжении 2013 актуализировано: внедрение в образовательную практику научных разработок ученых учреждения; создание программно-методических комплексов, направленных на оптимизацию воспитательного процесса в учебных заведениях разных типов и форм собственности, дошкольных и внешкольных; участие ученых института в экспертизе научных работ, представленных на конкурс программ и учебников, рецензировании пособий, оппонировании диссертационных исследований; развертывание информационно-коммуникационной поддержки деятельности сотрудников, подключение скоростного Интернета, обновление сайта учреждения и представления в сети Интернет результатов научно-исследовательской работы.

Разработка научно-методического обеспечения образовательной и воспитательной работы: концепция - формирование превентивного воспитательной среды общеобразовательного учебного заведения в условиях новой социокультурной реальности; сборники научных трудов - Теоретико-методические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи (вып. 17, кн. 1 и кн .. 3); материалы конференций - Современный воспитательный процесс: сущность и инновационный потенциал (вып. 3).

Создание программно-методического обеспечения образовательной и воспитательной работы: программы - Культура экологического поведения: учебная программа для 8 - (9) классов общеобразовательных учебных заведений (Пустовит Н. А.); Современные экологические проблемы: учебная программа (Пруцакова О. Л.); учебно-методические пособия - Рабочая тетрадь "Построение карьеры" для учащихся старших классов общеобразовательных школ и Рабочая тетрадь для педагогических работников (лаборатория трудового воспитания и профориентации); Физическое воспитание учащихся начальных классов во внеклассной работе общеобразовательных учебных заведений, Физическое воспитание подростков во внеклассной работе общеобразовательных учебных заведений, Физическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе общеобразовательных учебных заведений (лаборатория физического развития); Формирование превентивной воспитательной среды общеобразовательного учебного заведения, Технологии развития воспитательной системы общеобразовательного учебного заведения, межсекторального взаимодействия в условиях превентивной воспитательной среды (лаборатория превентивного воспитания); Воспитание культуры достоинства детей и учащейся молодежи во внеурочной деятельности общеобразовательных учебных заведений (лаборатория морально-этического воспитания); Формирование культуры экологического поведения учащихся основной школы, Экологический календарь (лаборатория экологического воспитания); Педагогическая подготовка семей различного типа к профессиональному самоопределению старшеклассников (лаборатория семейного воспитания); методические рекомендации - воспитание культуры достоинства старшеклассников во внеурочной деятельности, Воспитание культуры достоинства старших подростков во внеурочной деятельности, Воспитание культуры достоинства младших подростков во взаимодействии семьи и школы детей, Воспитание культуры достоинства младших школьников во внеурочной деятельности, Воспитание основ культуры достоинства дошкольников, Подготовка педагогов в системе последипломного образования к воспитанию культуры достоинства учащихся (лаборатория морально-этического воспитания); Педагогическая подготовка родителей к профессиональному самоопределению детей старшего школьного возраста: метод. рекомендации, Профессиональное самоопределение старшеклассников (лаборатория семейного воспитания); Школа экологического поступка (лаборатория экологического воспитания).

Проекты Института проблем воспитания:

1) Проведение подготовительной работы ко второму этапу международного пилотного проекта ЮНЕСКО: "Художественное образование в Украине: развитие творческого потенциала в XXI веке" (создание базы данных). Этот этап выполнения проекта предусматривает создание базы данных из разных составляющих системы художественного образования, которая должна постоянно обновляться и реализоваться в поддержке и наполнении соответствующих рубрик двуязычного сайта "Обсерватория художественного образования государств-участников СНГ" (http://ae.cis.iite.unesco .org / observatory / index.php / ru /). Согласно Меморандуму о экспертном сотрудничестве в интересах устойчивого развития, подписанном на Второй Региональной встрече экспертов по художественному образованию с международным участием "Вопросы и перспективы художественного образования и образования через искусство в странах СНГ: развитие творческого потенциала в ХХ1 в." (21-26 мая 2013 г., Минск) в рамках проекта на 2009-2014гг. ответственным администратором обсерватории является Институт художественного образования РАО.

2) В 2005 г. ООН было объявлено Десятилетие образования для устойчивого (устойчивого) развития (ОУР). Целью Декады является формирование экологической культуры, системного мышления и осознание единства мира природы и человека. Эффективной формы работы ОУР являются международные образовательные проекты. Одним из них является проект Регионального экологического центра в Центральной и Восточной Европе "Зеленый пакет". Он реализуется в 15 европейских странах. В Украине проект внедряется при содействии Министерства образования и науки Украины и Координатора проектов ОБСЕ в Украине. Комплекс учебных материалов состоит из Руководства для учителя "Зеленый пакет" (предназначенного для работы в 7-11 классах основной школы) и Руководства "Зеленый пакет для детей" (рассчитанного на учащихся 1-6 классов). Кроме пособий материалы содержат компакт-диск и дилеммы для учителя, которые применяются в интерактивных формах работы, внеклассной и внешкольной деятельности. Специально разработанный сайт дает учителю возможность найти необходимые материалы в случае, если школа не имеет печатной версии. Сотрудники Института проблем воспитания были привлечены к разработке учебно-методических комплектов для обоих пособий. Комплекты включают учебные программы курса по выбору "Зеленый пакет" для учащихся 8 (9) классов ОУЗ и "Зеленый пакет для детей" для учебных заведений (4 кл.), Методические рекомендации к пособиям, дополнительные материалы. Все они имеют гриф МОНМС Украины (Одобрено к использованию в общеобразовательных учебных заведениях научно-методической комиссией по биологии, экологии и естествознания Научно-методического совета по вопросам образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, протокол № 3 от 23. 102012 г. ). Материалы комплекса "Зеленый пакет" внедряются в общеобразовательных учебных заведениях, системе внешкольного, профессионально-технического образования.

3) Сотрудники Института проблем воспитания были участниками международного проекта "Каждая капля имеет значение", результаты выполнения которого представлены учебным комплексом по изучению Черного моря "Черноморский сундучок". Комплекс подготовлен международной авторской группой при поддержке Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Постоянного секретариата Черноморского комиссии (ПСЧМС), Турецкого представительства Всемирного фонда дикой природы (ВФДК), Программы развития ООН (ПРООН) и компании "Кока-Кола". Проектом предусматривается внедрение учебно-методического комплекса в школы и внешкольные учреждения АР Крым, Одесской, Николаевской и Херсонской областей. Кроме Украины Комплекс будет выдано на национальных языках в Болгарии, Грузии, Румынии, Российской Федерации, Турции. Научно-педагогическую и методическую адаптацию материалов для украинского издания проведено сотрудниками лаборатории экологического воспитания Института проблем воспитания НАПН Украины. По данным ПРООН сегодня около 1300 заведений Одесской, Николаевской, Херсонской областей и АР Крым в учебно-воспитательном процессе пользуются материалами "Черноморского сундучка". Общее количество учеников, вовлеченных в проект, составляет около 50 000 человек. Проект "Черноморский сундучок" приводился как пример успешного сотрудничества правительства АР Крым с ПРООН.